Вівторок, 30.04.2024, 06:04
Gihon Donbas
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Мои статьи [32]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
 Каталог статей
Головна » Статті » Мои статьи

Чарских И.Ю. (2003) Проблема еврорегиона на востоке Украины (ч.2)

Почему же территории, участвующие в еврорегионах, на Украине имеются лишь в западных областях? Основных причин, на наш взгляд, две. Во-первых, еврорегионы стали рассматриваться руководством органов государственной власти в основном не как средство облегчения участи приграничных территорий, а в качестве инструмента евроинтеграции Украины. Но, как выясняется, для достижения стратегических целей в этом направлении страна должна иметь значительно более весомые аргументы.

Во-вторых, в том, что отсутствуют украино-российские еврорегионы, несмотря на возникавшие на этот счет предложения (преимущественно с российской стороны), сказывается украинский комплекс меньшего брата/сестры („комплекс меньшуватості”) по отношению к России и боязнь реинтеграции с нею у власть имущих в Украине. К идее еврорегиона стали обращаться на заседаниях Совета руководителей приграничных областей Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины. Такие встречи проводятся с 1993 г. в Харькове, Ростове, Курске и т.д. Идея еврорегиона обсуждалась на встрече 1997 г. в Гомеле. Но ни научной проработки, ни организационного обеспечения она не получила. Объяснением тому может быть занятость административно-промышленных групп Украины и России дележом госсобственности на контролируемых ими кусках постсоветсеого пространства и неодобрение Киевом любых шагов, даже потенциально могущих содействовать реинтеграции с Россией.

Такой синдром настороженности со стороны меньшего брата/сестры хорошо известен в истории отношений близкородственных народов. В психологии есть термин «болезненное состояние соперничества братьев/сестер». И упомянутое явление в психологии народов примерно того же ряда. Оно присутствует в отношении Канады к США, Португалии к Испании («лучше будем бедными, чем испанцами») и т.д. Страны Северной Европы испытывают этот комплекс по отношению к Швеции и частично Германии (частично потому, что после войны немцы ведут себя весьма тактично, особенно если сравнивать со шведским нарциссизмом)[1]. По опросам общественного мнения, шведская национальная сборная – это та команда, победы над которой больше всего желает население Дании в матчах футбольных команд, население Финляндии и Норвегии – в матчах сборных по хоккею. Как здесь не вспомнить былые скандалы вокруг поведения украинских болельшиков после матчей киевского «Динамо» с московским «Спартаком»?

Настороженность, производная от состояния болезненного соперничества, – с одной стороны, и узкоклановые интересы контроля над собственностью и территорией – с другой – вот что мешает появлению еврорегиона на востоке Украины. Прохладное отношение столицы чувствуется в отношении идеи еврорегиона  с участием Харьковской и Белгородской областей «Слобожанщина». В Европе есть примеры еврорегионов, судьба которых неблагополучна по аналогичным причинам. Испано-португальский еврорегион в составе португальской провинции Алентеджо и испанской Экстремадуры, еврорегион Шлезвиг, север которого датский, а юг – немецкий, не находят поддежки в Лиссабоне и Копенгагене соответственно. Так и у нас. Трансграничное сотрудничество по схеме еврорегиона на востоке Украины могло бы оказать реальную помощь населению, оказавшемуся в непростом положении. Официальный Киев предпочитает не высказывться публично по поводу создания украино-российского еврорегиона, но отсутствие поддержки этой идеи говорит само за себя.

Как известно, если проблема не решается легальным путем, всегда имеется тенденция к ее решению путем нелегальным. Население воспринимает новую границу с неприязнью, также как и тех, кто ее охраняет, а особенно тех из них, кто стремится получить от своего положения контролера нелегальные доходы. Даже судя по во многом рекламным сюжетам УТВ о деятельности служб охраны восточной границы Украины, огромных масштабов там достигла контрабандная торговля. На границе организуются «окна», созданы многочисленные подпольные перевалочные базы и склады товаров массового потребления, лекарств, спирта, бензина. Осуществляются нелегальные перевозки  фургонами, самосвалами и другими транспортными средствами. Очевидно, что в такой ситуации открываются возможности для разрастания коррупции и сращивания пограничных и таможенных служб с организованной преступностью.

Новейшая история, в том числе и европейская, знает немало случаев установления контроля разного рода бандами и мафиями над отрезками границы, определенными территориями, иногда немалыми, а то и отдельными государствами. Регионы, контролируемые преступными сообществами, имеющими прикрытие на высоком политическом уровне, к сожалению, – факты как общемировой, так и нашей повседневности. И никакая «борьба с терроризмом» или преступностью военными или полицейскими наскоками не сможет быстро разрешить эту проблему, – только организационно-правовые и социально-экономические меры в комплексе могут дать устойчивый позитивный эффект. Формализация фактически существующего нелегального «еврорегиона», вывод его из тени и очищение от криминалитета может дать реальный шанс депрессивным территориям, избавить их население от во многом унизительной ситуации, вынуждающей заниматься контрабандой.

Что ж до евроустремлений Украины, которые пока сталкиваются со значительными проблемами, то ведь, как известно, членство в Евросоюзе – не единственно возможный вариант принадлежности к Европе. «Европеизация, – справедливо отмечает Х.Уоллес, – это множество относительно институализированных регионов, по-разному реагирующих на глобализацию при участии разных секторов – государственного, частного и гражданского общества, при чем, – как внутри, так и вне новой волны расширяющегося ЕС»[2].

В последнее время в Украине, Молдове, Беларуси, а также в Польше высказываются опасения, что с завершением происходящего ныне этапа расширения Евросоюза он замкнется в себе и сосредоточится на переваривании новых членов, а те, кто не попал в этот эшелон расширения, навсегда останутся за бортом, и трансграничное сотрудничество между ними и неофитами ЕС чуть ли не прекратится, в частности, над существованием уже имеющихся еврорегионов нависнет угроза.

Хотелось бы высказать некоторые соображения, ставящие под сомнение столь пессимистичную перспективу. В основе расширения ЕС лежит преимущественно экономическая экспансия. И потому силы, движущие процесс, не могут быть полностью или сколь-нибудь существенно остановлены политическими границами. Европейские ТНК, устремившиеся было на Ближний Восток и Центральную Азию, были откровенно и довольно бесцеремонно потеснены американцами после (и во многом – в результате) афганской и иракской военных кампаний. Таким образом, следует ожидать, что вектор европейской экономической экспансии направится к нам и естественным образом будет подкрепляться культурно-информационным (т.е. по большому счету – цивилизационным) влиянием. Так что, возможно, те, кто сейчас горюет, будто Европа норовит защититься от «нас», в скором времени будут ломать голову, как защититься от «них».

В том, чтобы расширение ЕС не остановилось в 2007 г. заинтересованы и США, не желающие иметь глобального конкурента в лице консолидированной Европы – унитарного актора, который бы на мировой арене «говорил одним голосом». Следовательно, наиболее влиятельный игрок складывающейся новой системы международных отношений фактически является агентом украинской евроинтеграции. Так что прогноз для еврорегионов с участием западных украинских территорий можно считать в целом благоприятным именно исходя их общемировых тенденций развития.

Что же касается еврорегиона на востоке Украины, то тут, кроме оппозиции Киева, которую Донбасс при нынешнем раскладе административно-политических сил, особенно в преддверии президентских выборов, в принципе, мог бы преодолеть, возникают еще и опасения в качестве такого образования. Наша чиновничье-олигархическая система, из узкокорыстных соображений, к сожалению, в состоянии извратить, испортить, любую хорошую идею, приспосабливая ее под свои интересы. Так было и есть со «свободными экономическими зонами» в Украине в целом[3], Донецкой области – в частности (СЭЗ «Донецк» и «Азов»), которые превратились по существу просто в способ уклонения от налогов для предприятий, коим благоволят власть имущие. Профанация идеи СЭЗ в Донбассе зашла столь далеко, что даже Президент Украины Л.Кучма вынужден был обратить на то свое внимание и, назвав «свободной полукриминальной зоной»[4], пригрозить «закрытием лавочки».

Точно так же может быть фальсифицирована идея еврорегиона, попади ее исполнение исключительно в руки властей без контроля общественности. В сложившейся в Донбассе ситуации, при всей важности участия властных структур и частного бизнеса, во взаимоотношениях по поводу создания и развития еврорегиона доминировать должны общественные организации (членские ассоциативные добровольные объединения граждан) при активной непосредственном участии независимой прессы всех уровней. В противном случае надежды в очередной раз будут обмануты, люди унижены, а власть предержащие получат еще одну кормушку. Недоразвитым структурам гражданского общества в украинском Донбассе сотрудничество с российскими собратьями, находящимися в подобной же ситуации, так же как и европейскими NGOs, мозговыми центрами[5], международными организациями по поводу столь значимой для приграничных районов Украины и России проблемы, как создание еврорегиона (а она быстро может стать очень популярной при умелой организации связей с общественностью, если последней разъяснить, что речь по существу идет о формализации на цивилизованных началах фактического положения вещей, т.е. – фактического региона, при устранении криминальной составляющей), перенимание имеющегося позитивного опыта действующих еврорегиональных ассоциаций, дало бы возможность набрать должный общественный вес, заявить о себе, привлечь новых членов и сторонников и, главное, развиваться для важного дела, а не ради собственного развития, как это пока часто, увы, случается нашими организациями-представителями «третьего сектора». Это также явилось бы реальным импульсом к оживлению захиревшего местного самоуправления, которое согласно Закону, есть не что иное, как гарантированное государством право территориальной общности самостоятельно решать проблемы местного значения[6]. При таких условиях еврорегион с участием восточных районов Украины мог бы стать достойным проявлением нового регионализма, зиждущегося на развитии локальной демократии, но представляющего собой глобальную тенденцию.

 

 

Igor CHARSKYKH,

Donetsk, Ukraine

Challenges to Euroregions in Eastern Ukraine in the Context of Global Processes and Trends

The possibility of creating Euroregions in Eastern Ukraine is considered through the analytical lenses of the theories of «new regionalism», «three type states coexisting in Europe» and «little brother/ sister sibling rivalry complex». Expedience of the Euroregion-like formalization of the cross-border relations between Donetsk, Luhansk and Rostov oblasts is evaluated. The conditions under which such association will not be used by power-seekers, but rather lighten the burden of survival for the population of backward territories, are discussed.


[1] See: Berdichevsky N. National Jealousies: Iberian and Scandinavian Parallels // Contemporary Review. -- 2000. -- February

[2] Wallace H. Europeanization and Globalization: Complementary or Contradictory Trends? // New Political Economy.– 2000.– 3.– P.370.

[3] См.: Дмитричева О. Юрий Луценко: «Сегодня в парламенте лишь одно большинство – антиэсдэковское» // Зеркало недели.– 2003.– 1 марта; Чопенко В. СЭЗам, закройся! // там же.– 2003.– 5 апреля

[5] Не секрет, что проработка идеи Карпатского Еврорегиона на стадии проекта была осуществлена в 1992 г. в США Центром европейских исследований Института «Восток-Запад» (Див.: Антонович М. Карпатський Еврорегіон: Правовий статус та проблеми розвитку // Розвиток України в регіональній перспективі: Політичні, економічні, соціальні проблеми регіоналізації.– К.: Стилос, 2002.– С.51-52)

[6] Див.: Закон України „Про місцеве самоврядування в Україні”. Стаття 2. – К., 1997. – С.6.

Категорія: Мои статьи | Додав: icharsk (21.04.2009)
Переглядів: 700 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Форма входу
Пошук
Друзі сайту